2019 № 6 (52)

Коваль Е.П. Авторское право как доминанта в информационном обеспечении стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2019. № 6. (52).С. 72-83

Коваль Е.П. Авторское право как доминанта в информационном обеспечении
стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и
технического регулирования. 2019. № 6. (52). С. 72-83

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО КАК ДОМИНАНТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
 

Коваль Екатерина Павловна, начальник отдела правовой экспертизы, ФГУП «Российский
научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия»
(ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

г. Москва

 

Статья посвящена вопросам подготовки изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на формирование правовых основ охраны исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации. Отмечается, что конкретизация статуса документов национальной системы стандартизации в первую очередь связана с необходимостью прекращения несанкционированного распространения данных документов. Показано, что с учетом принятия «Плана мероприятий («дорожной карты») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года», в настоящее время становится очевидным проведение мероприятий, направленных на установление правовых основ, обеспечивающих правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации к декабрю 2021 года. Делается вывод о том, что в Российской Федерации предлагается признание документов национальной системы стандартизации объектами авторского права и результатами интеллектуальной деятельности.

Приглашаю всех заинтересованных лиц к обсуждению проблематики, изложенной в настоящей статье, и прошу направлять мне свои комментарии, отзывы, мнения по адресу электронной почты: e.p.koval@gostinfo.ru
Начальник отдела правовой экспертизы ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Екатерина Коваль

Ключевые слова: стандартизация, документы по стандартизации, статус документа, авторское право, информационное обеспечение

 

Планом мероприятий («Дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года, направленным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Козаком 15.11.2019 (ДК-П-7-9914),для его исполнения, определено проведение мероприятий по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на формирование правовых основ охраны исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации.

 

Конкретизация статуса документов национальной системы стандартизации в первую очередь связана с необходимостью прекращения несанкционированного распространения данных документов.

В российском законодательстве регулирование распространения документов, разрабатываемых и применяемых в техническом регулировании и стандартизации, осуществляется в установленном порядке в соответствии с федеральными законами от 27.12.2002 No 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), от 29.06.2015 No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации), от 29.12.1994 No 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», от 27.07.2006 No 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и от защите информации». Последний закон называет информацию объектом публичных отношений и выделяет среди прочих информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит распространению и предоставлению. Порядок предоставления такой информации в сфере технического регулирования и стандартизации регламентирован нормами специального законодательства – Законом о стандартизации и Законом о техническом регулировании. Обладателем такой информации является Российская Федерация в лице Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств и прочие документы составляют Федеральный информационный фонд стандартов (далее – Фондстандартов), который является государственным информационным ресурсом. В России функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав данного Фонда стандартов, и обеспечивается свободный доступ к информационным ресурсам в таких формах, как в печатном издании, так и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме, а также путем предоставления копий документов и информации о них.

 

К принципам правового регулирования отношений в сфере информации относится достоверность информации и своевременность ее предоставления. С учетом особенностей разработки, принятия и применения документов по стандартизации установление специального порядка распространенияи доступа к данной информации обеспечивает использование и своевременное получение заинтересованными лицами только достоверной (эталонной) информации.

Таким образом, информационное обеспечение национальной системы стандартизации осуществляется посредством ведения государственного эталонного информационного ресурса в национальной системе стандартизации – Фонда стандартов, создания и эксплуатации федеральных информационных систем, необходимых для его функционирования, официального опубликования, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и иных содержащихся в Фонде стандартов документов в установленном законодательством Российской Федерации особом порядке, обеспечивающем правовую охрану документов по стандартизации.

 

Согласно Порядку свободного доступа к документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, утвержденному приказом Минпромторга России от 27.05.2016 No 1730, на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется свободный доступ к следующим документам национальной системы стандартизации:

а) национальным стандартам Российской Федерации, включенным в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;

б) основополагающим национальным стандартам Российской Федерации;

в) правилам стандартизации;

г) рекомендациям по стандартизации;

д) информационно-техническим справочникам.

 

Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», публикуется на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных в соответствии с приказом Минпромторга России от 05.11.2015 No 3464.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭТАЛОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 

Также на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются (официально опубликовываются) утвержденные (принятые) документы национальной системы стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также вносимые в них изменения в порядке, установленном приказом Минпромторга России от 28.02.2018 No 522. В соответствии с приказом Минпромторга России от 06.07.2017 No 2172 документы национальной системы стандартизации, содержащиеся в Фонде стандартов, предоставляются в электронной форме государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о библиотечном деле, для обеспечения последними доступа к ним своим пользователям. Кроме того, на сайте Росстандарта (www.gost.ru) предоставлен свободный доступ к техническим регламентам, а также национальным стандартам, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований установленного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения установленного технического регламента и осуществления оценки соответствия.

 

Законом о стандартизации установлено, что документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также иные документы, содержащиеся в Фонде стандартов, и их копии в электронной форме и (или) на бумажном носителе предоставляются по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда безвозмездно, а по запросам других лиц –за плату, размер которой устанавливается Росстандартом. Размер платы за предоставление данных документов установлен приказом Росстандарта от 28.01.2019 No 117. Необходимо отметить, что разработка и выпуск стандартов, перевод для этой цели международных и зарубежных стандартов, содержание Фонда стандартов, бесплатное обеспечение документами по стандартизации органов государственной власти и управления и библиотек требует значительных финансовых издержек. Кроме того, постоянного развития требует информационное обеспечение стандартизации: перевод документов в современные электронные форматы, развитие методологии прогнозирования спроса на стандарты, реализация комплекса мероприятий по повышению значимости стандартов для потребителей и т. д. То есть, стандарты должны приобретаться за плату для покрытия издержек системы стандартизации. Причем, Верховный суд Российской Федерации в своем решении от 02.02.2010 No ГКПИ09-1540 и определении от 13.04.2010 No КАС10-170 указал, что реализация права на свободное получение данной информации предполагает обеспечение доступа к ней, а не бесплатное ее предоставление.

 

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации (Минпромторгом России) приказом от 26.02.2018 No 522 утвержден Порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов (далее – Порядок распространения документов). Данным Порядком распространения документов определено, что издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов выполняется уполномоченной Росстандартом организацией – оператором Федерального информационного фонда стандартов (далее –оператор Фонда).

Для подтверждения официального характера распространяемых изданий стандартов введена единая система маркировки всех изданий стандартов знаком национальной системы стандартизации, позволяющая идентифицировать правообладателя аутентичной копии соответствующего документа.

 

Таким образом законодательством Российской Федерации урегулирован порядок распространения документов национальной системы стандартизации. Вместе с тем в настоящее время, по проведенным оценкам, около 90% отечественного рынка стандартов составляют копии стандартов и информация о них, самостоятельно распространяемые различными неуполномоченными организациями [1]. Оценить достоверность и актуальность этих документов не представляется возможным.

 

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ПО ПРОВЕДЕННЫМ ОЦЕНКАМ, ОКОЛО 90% ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА СТАНДАРТОВ СОСТАВЛЯЮТ КОПИИ СТАНДАРТОВ И ИНФОРМАЦИЯ О НИХ

 

Добровольность применения стандартов как основополагающий принцип стандартизации определяет ситуацию их участия в производстве товаров, работ, услуг, востребованными являются лишь эффективные, отвечающие рыночным запросам документы, а остальные документы постепенно перестают обновляться и выходят из использования. Для эффективного функционирования стандартизации должна существовать система обратной связи: высокий спрос на стандарт свидетельствует о его востребованности рынком, следовательно, о целесообразности вложения соответствующих ресурсов в его развитие. Весьма значительный массив стандартов делает невозможным регулярное обновление всех документов, требует выделения приоритетов и необходимых для них ресурсов. Если стандарты приобретаются у различных организаций, без централизованного учета и контроля, это приводит к отсутствию сводных данных о востребованности того или иного стандарта.

 

Таким образом, для обеспечения принципов стандартизации, реализации ее целей и задач необходимо применение актуальных стандартов, обратная связь о востребованности стандартов и окупаемость системы стандартизации.

Эти постулаты могут быть решены только путем урегулирования порядка распространения стандартов и их защитой от несанкционированного распространения. В целях поддержания такого порядка требуется введение административной и, возможно, уголовной ответственностей за его нарушение.

 

В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ СТАНДАРТЫ ПРИЗНАНЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКОГО ПРАВА

 

В мировом сообществе стандарты признаны результатами интеллектуальной деятельности, являются объектами авторского права. Это позволяет обеспечивать их правовую охрану авторским правом, защищать рынок от недостоверных и неактуальных стандартов, объективно оценивать потребности в стандартах и обеспечивать самоокупаемость системы стандартизации.

 

Важные процессы происходят и в сфере межгосударственной стандартизации. Многие вопросы о направлениях работы, структуре Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), полномочиях Бюро по стандартам МГС оказались тесно связанными с распространением документов по межгосударственной стандартизации. И проблема не только в дополнительных источниках финансирования МГС, в том числе и на деятельность по разработке стандартов, но и в отсутствии понимания востребованности документов в условиях неконтролируемого их распространения.

 

На заседаниях МГС в июне и декабре 2016 года было принято решение, что распространение документов по межгосударственной стандартизации должно идти по общим для всех членов МГС правилам. Члены МГС согласились, что это потребует заключения Межправительственного соглашения о распространении документов, а также принятия порядка распространения документов по межгосударственной стандартизации.

 

Соглашение о распространении документов по межгосударственной стандартизации заключено в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) в г. Душанбе 01.06.2018 г. Данным Соглашением установлено исключительное право национального органа по стандартизации или уполномоченных им организаций на распространение документов по стандартизации МГС. Также определено, что стороны Соглашения обеспечивают защиту от несанкционированного распространения документов по межгосударственной стандартизации в соответствии с законодательством своих государств. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.05.2018 No 960-р данное Соглашение было подписано представителем Российской Федерации на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.

 

Таким образом, качественное изменение национальной системы стандартизации, обеспечение достойного вклада Российской Федерации в региональную и международную стандартизацию возможны при условии достижения надлежащего уровня ее информационного обеспечения. В России заложены основы для этого в соответствии с мировой практикой. Но доступ к стандартампредполагает не только создание и развитие необходимой инфраструктуры, но и определение их статуса, и обеспечение их защиты.

 

Так, согласно Политики распространения, продажи и воспроизведения публикаций ИСО и защите авторских прав ИСО, утвержденной Резолюцией Совета 08.2017, (ИСО POCOSA 2017 ISO/GEN 20: 2017) национально адаптированные стандарты ИСО, которым присвоен статус национального стандарта, содержат интеллектуальную собственность ИСО, защищенную авторским правом ИСО в соответствии с законодательством Швейцарии. А содержащиеся в национально адаптированных стандартах ИСО дополнения или иные любые отличия от международных стандартов, внесенные федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации Российской Федерации, не защищены авторским правом.

 

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА НА СТАНДАРТЫ НЕ ИМЕЮТ ТРАДИЦИЙ. ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО ТЕМ, ЧТО В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, ВПОСЛЕДСТВИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОСТОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАНДАРТИЗАЦИИ ЯВЛЯЛОСЬ ОТРАСЛЬЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. СТАНДАРТ ТРАДИЦИОННО В РОССИИ ПОНИМАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ АКТОМ ГОСУДАРСТВА, КОТОРЫЙНЕ ОХРАНЯЕТСЯ АВТОРСКИМ ПРАВОМ

 

В Российской Федерации вопросы авторского права на стандарты не имеют традиций. Что обусловлено тем, что в Советском Союзе, впоследствии в Российской Федерации и постоветских государствах законодательство о стандартизации являлось отраслью административного права. Стандарт традиционно в России понимается официальным актом государства, который не охраняется авторским правом. Такое понимание, абсолютно верное для советской теории и практики стандартизации, не может рассматриваться без серьезных корректив в действующей национальной системе стандартизации. Как отмечает Л.И. Брославский, в современных условиях задача законотворчества в сфере стандартизации состоит в том, чтобы определить границы обязательного государственного нормирования и добровольногонормирования хозяйствующих субъектов и соответственно использования административно-правовых и гражданско-правовых средств [2]. Иными словами, рассматривается установление механизма смешанного правового регулирования в области стандартизации.

 

Несмотря нато, что п. 15 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 No 88, ГОСТы названы техническими актами, не подлежащими государственной регистрации, а согласно определениям правого акта и правовой нормы, приведенным в п. 2 Разъяснений и Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 No 781-II, национальные стандарты в силу добровольности их применения не являются нормативными правовыми актами, в соответствии с п. 12 ст. 9 Закона о стандартизации федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие. Исходя из п.п. 5.4.6. Положения о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 No 294, перечисленные полномочия осуществляет данный федеральный орган исполнительной власти (Росстандарт) путем издания приказов (п. 9.8.). Таким образом документы национальной системы стандартизации утверждаются Росстандартом при реализации его полномочий.

 

Вместе с тем, учитывая требования к официальным документам, установленные федеральными законами от 29.12.1994 No 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», от 28.11.2015 No 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащихвывозу за пределы территории Российской Федерации», анализ текстов приказов Росстандарта об утверждении документов национальной системы стандартизации позволяет сделать вывод о том, что документы национальной системы стандартизации являются частью нормативного правового акта и что правовой статус документов национальной системы стандартизации как официального документа государственного органа подтверждается их официальным опубликованием на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационнойсети «Интернет» согласно ст. ст. 2, 8, 9, 24, 25, 28, 30 Закона о стандартизации. Сами документы национальной системы стандартизации являются четко формализованными и разрабатываются, оформляются, принимаются, обновляются по правилам, установленным основополагающими стандартами. Построение, изложение, оформление, содержание данных документов регламентировано документами по стандартизации. А именно, национальными стандартами «ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены», «ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», «ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов», «ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» и т. п.

 

Исходя из данной юридической конструкции среди юристов бытуем мнение о том, что документы национальной системы стандартизации относятся к официальным документам государственных органов. Судебная практика, подтверждающая признание документов национальной стандартизации результатами интеллектуальной деятельности, отсутствует.

 

Вместе с тем, согласно решению Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2010 No ГКПИ09-1540 стандарты, в том числе национальныестандарты, не относятся к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти. В этой связи остается актуальным вопрос развития законодательства Российской Федерации в сфере стандартизации как в рамках публичного, так и частного права (смешанное регулирование).

 

СРЕДИ ЮРИСТОВ БЫТУЕМ МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ДОКУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТНОСЯТСЯ К ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПОДТВЕРЖДАЮЩАЯ ПРИЗНАНИЕ ДОКУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТСУТСТВУЕТ

 

Например, такой охраноспособный объект государственной собственности как национальный библиотечный фонд согласно Федеральному закону от 29.12.1994 No 78-ФЗ «О библиотечном деле» является собственностью Российской Федерации и предоставляется его уполномоченному владельцу в оперативное управление.

 

Подход законодателя к упорядочению отношений в сфере стандартизации, в том числе к распространению, позволяет говорить о том, что авторское право на стандарты возможно. И в целях гармонизации законодательства, использования международного опыта, в связи с отсутствием в настоящее время адекватных публично-правовых форм охраны документов по стандартизации можно рассматривать документы по стандартизации как результаты интеллектуальной деятельности, объекты авторского права, которым предоставляется правовая охрана.

 

Отнесение документов по стандартизации, в том числе национальных стандартов, к официальным документам государственных органов, которые согласно ч. 6 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторского права, по мнению оппонентов данного положения, не является обоснованным, ввиду того, что (1) разработка национальных стандартов осуществляется участниками работ по стандартизации, в том числе техническими комитетами по стандартизации, являющимися по своей природе собранием заинтересованных лиц в сфере стандартизации, принятие таких документов осуществляется на основе консенсуса; (2) федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, утверждающий национальные стандарты своим приказом, не уполномочен на внесение в последний изменений, утверждение или отмену его по собственной инициативе без соответствующего решения профильного технического комитета; (3) документы по стандартизации создаются творческим трудом их авторов, что близко по их юридической природе к произведениям науки, литературы, и искусства, являющимися объектами авторского права (ст. 1259 ГК РФ); (4) документы национальной системы стандартизации являются документами добровольного применения. И кроме того, (5) согласно Бернской конвенции к официальным документам следует относить официальные тексты законодательного, административного и юридического характера и официальные переводы таких текстов [3]. (Учитывая разъяснения Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации в постановлении от 23.04.2019 No 10 [4], правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; к числу международных договоров Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности, в частности, относится Бернская конвенция, вступившая в силу для Российской Федерации 13.03.1995.) В соответствии с Руководством к договорам ВОИС в области авторского права и смежных прав [5] данное исключение охватывает лишь действительно официальные тексты законодательного, административного или судебного характера; то есть, те тексты, которые создаются и принимаются законодательными, административными или судебными органами (такие как законы, административные постановления или решения суда). То есть, Бернская конвенция разрешает национальным законодательствам исключать из сферы охраны авторским правом официальные тексты законодательного, административного или судебного характера. Документы по стандартизации же к таким документам не относятся.

Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 2 Закона о стандартизации национальная система стандартизации представляет собой механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации при утверждении, изменении, отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации. А национальный стандарт –это документ по стандартизации, который разрабатывается участником или участниками работ по стандартизации и по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации утверждается федеральным органом исполнительной власти. Принципами стандартизации является добровольность применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4), открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов (п. 5 ст. 4), унификация разработки (ведение), утверждения (актуализация), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации (п. 7 ст. 4).

 

Для понимания правовой природы документов национальной системы стандартизации необходимо рассмотреть порядок их создания. Он состоит из следующих этапов:

1. Разработка проекта документа национальной системы стандартизации и его публичное обсуждение. Разработку документов национальной системы стандартизации осуществляют в соответствии со ст. 15 Закона о стандартизации участники работ по стандартизации. Разработчик готовит проект национального стандарта, направляет уведомление о его разработке в Росстандарт, обеспечивает доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам, осуществляет публичное обсуждение, рассмотрение поступивших замечаний, доработку проекта документа (ст. 24).

 

БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ РАЗРЕШАЕТ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ ИСКЛЮЧАТЬ ИЗ СФЕРЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО ИЛИ СУДЕБНОГО ХАРАКТЕРА. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ЖЕ К ТАКИМ ДОКУМЕНТАМ НЕ ОТНОСЯТСЯ

 

2. Экспертиза проекта документа национальной системы стандартизации. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет постандартизации в соответствии с их компетенцией проводят экспертизу проекта национального стандарта (ч. 6 ст. 24) на его соответствие целям и задачам стандартизации, соответствия используемой терминологии требованиям законодательства, положениям основополагающих стандартов, для оценки полноты учета в проекте стандарта замечаний, полученных от заинтересованных лиц, и оценки полноты установленных в нем требований к объекту стандартизации. С учетом результатов экспертизы технический комитет на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта, которое представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

 

3. Утверждение национального стандарта и его первое размещение на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Осуществляя планирование работ по стандартизации (ст. 23), Росстандарт организует разработку документов национальной системы стандартизации (п. 11 ст.9), а именно: размещает уведомление о разработке проекта национального стандарта при поступлении такого уведомления от разработчика и затем уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об утверждении национального стандарта и дате введения его в действие на основании мотивированного предложения об этом соответствующего технического комитета и размещает информацию об утверждении национального стандарта на своем официальном сайте.

Учитывая общие правила применения документов национальной системы стандартизации (добровольность) (ст. 26) и порядок их разработки и утверждения (консенсус) (ст.ст. 24, 25), документы национальной системы стандартизации по своей природе являются документами добровольного консенсуса и не относятся к нормативным правовым актам. Что подтверждается и судебной практикой. Постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 17.05.2019 No 09АП-15589/2019 по делу No А40-124032/18, решением Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2018 No АКПИ17-1145 установлено, что стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в целях содействия использованию полученных в различных областяхзнаний и решений, инноваций, достижений науки и техники; согласно законодательству разработка и утверждение стандартов осуществляются в определенной последовательности; согласно п. 7 Положения Росстандарт не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации; документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, ГОСТы не устанавливают общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, не являясь по содержанию нормативным правовым актом, национальный стандарт относится к числу технических актов, не содержащих нормативных предписаний, что не требует его государственной регистрации. Аналогичный вывод содержится в решениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 No ГКПИ09-1540, от 08.12.2015 по делу No АКПИ15-1197.

 

В связи с чем, несмотря на то, что документ национальной системы стандартизации утверждается официальным документом государственного органа (приказом) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации при реализации его полномочий, документы национальной системы стандартизации не содержат ни правовых норм, ни обязательных нормативных предписаний, ни результатов применения таковых или информации о деятельности государственных органов и таким образом данные документы не являются актами волеизъявления государственного органа. Как справедливо указывает Витушкин В.А., Росстандарт, утверждая национальный стандарт, призван подтвердить, что стандарт принят техническим комитетом по стандартизации, не имеющим властной природы, в должной процедуре с соблюдением всех предъявляемых к стандарту требований [6].

 

РОССТАНДАРТ, УТВЕРЖДАЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ПРИЗВАН ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО СТАНДАРТ ПРИНЯТ ТЕХНИЧЕСКИМ КОМИТЕТОМ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, НЕ ИМЕЮЩИМ ВЛАСТНОЙ ПРИРОДЫ, В ДОЛЖНОЙ ПРОЦЕДУРЕ С СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СТАНДАРТУ ТРЕБОВАНИЙ

 

Согласно пункту 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «Перечень объектов авторского права, содержащийся в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим. Судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.». Документы национальной системы стандартизации создаются творческим трудом их разработчиков и, являясь результатом творческой деятельности, применяются в качестве документа добровольного консенсуса.

 

Учитывая особенности создания гармонизированных документов национальной системы стандартизации на основе межгосударственных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, их переводов, являющихся составными произведениями, документы национальной системы стандартизации не могут рассматриваться иначе, как в качестве объектов авторского права.

 

Согласно ст. 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» национальный стандарт - документ в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации – продукции (работы, услуги), процессов, системы менеджмента качества, терминологии, условных обозначений, исследований (испытаний), маркировки и т.п., а также правила и общие принципы в отношении такого объекта стандартизации. Тот факт, что стандарты являются произведениями науки, в мировой научно-юридической мысли является общепризнанным. Процесс создания (разработки) стандарта является творческим в научной и (или) инновационной сферах деятельностей. Принятию стандартов предшествуют проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, позволяющие выработать наилучшее решение, проводятся общественные обсуждения, испытания. Согласно ГОСТ Р 1.2-2016 требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии,относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг; при разработке стандартов разработчик учитывает результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видом продукции и процессов [7].

 

ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА ПРАВОВЕДЫ РАЗДЕЛЯЮТ НА ЧЕТЫРЕ КАТЕГОРИИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ

 

Всю совокупность субъектов авторского права правоведы разделяют на четыре категории по функциональному признаку: авторы, правообладатель, пользователь и потребители. Субъект может объединять несколько категорий из указанных. Автором является лицо, создавшее произведение. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение. Правообладатель - лицо, обладающее исключительным правом на произведение. Пользователь -лицо,использующее произведение. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условий для восприятия произведения другими лицами. Пользователем может быть любое лицо кроме случаев, когда закон прямо указывает на определенные характеристики лица, которому разрешается использование произведения, например, использовать произведение в соответствии со с т. 1275 ГК РФ могут только библиотеки, архивы и образовательные учреждения [8]. Потребителем произведения является потребляющее (воспринимающее) его лицо, читатель, владелец носителя произведения и т.п.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 29.06.2015 No 162-ФЗ «О стандартизации» разработка и реализация программы национальной стандартизации, разработка документов национальной системы стандартизации и межгосударственных стандартов, включенных в национальную систему стандартизации, разработка и экспертиза документов по стандартизации, проведение экспертизы проектов национальных стандартов, проектов межгосударственных стандартов финансируются за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета.

 

Таким образом, согласно ст. ст. 1295, 1298 ГК РФ исключительные права на такие произведения науки принадлежат исполнителю (работодателю), выполняющему государственный контракт, если таким контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации. А авторские права на такое произведение принадлежат автору – работнику, разработавшему, создавшему проект в пределах установленных для него трудовых обязанностей (служебное произведение), членам технического комитета, иным лицам, принимавшим участие в разработке и редактировании проекта.

 

В целях защиты прав Российской Федерации, исходя из принципов бюджетной системы Российской Федерации, полагаю, что исключительные права на созданные за счет бюджетных ассигнований документы по стандартизации должны принадлежать Российской Федерации.

 

Учитывая особый порядок распространения документов по стандартизации, установленный Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации», пользователем таких документов, в том числе с точки зрения авторского права, является оператор Фонда стандартов, определяемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии из числа подведомственных ему организаций.

 

Однако, очевидно (прямо) законодатель не закрепил такое распределение категорий субъектов в интеллектуальном праве на документы по стандартизации. Эти отношения отчасти урегулированы в публично-правовой сфере.

 

ОТСУТСТВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СТАНДАРТОВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ОКУПАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ О ВОСТРЕБОВАННОСТИ СТАНДАРТОВ, А ТАКЖЕ СВОЕВРЕМЕННУЮ РАЗРАБОТКУ И ПРИМЕНЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Отсутствие гражданско-правовой защиты стандартов от несанкционированного распространения не позволяет в полной мере обеспечить окупаемость системы стандартизации, обратную связь о востребованности стандартов, а также своевременную разработку и применение актуальных стандартов. Признание документов по стандартизации результатами интеллектуальной деятельности и их защита авторским правом будет иметь существенное преимущество перед публично-правовой системой защиты,в связи с возможностью использования институтов административной, уголовной и гражданско-правовой ответственностей.

 

Вместе с тем, и у публично-правовой системы стандартизации есть свои преимущества. А именно, отсутствует необходимость урегулирования как отношений с авторами (разработчиками) документов по стандартизации, так и решения вопросов передачи (прекращения) авторских прав при разработке документов по стандартизации субъектами бизнес-сообщества или за их счет.

 

Так, в странах Евразийской экономической комиссии, которые также входят в Содружество независимых государств, в структурах их национальных систем стандартизации в качестве участников таких систем, определяемых как национальные органы по стандартизации, важная роль отведена так называемым национальным институтам по стандартизации:

  • законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 No 262-3 в качестве субъекта технического нормирования и стандартизации, кроме Президента, Совета Министров, государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, определен Национальный институт по стандартизации, являющийся государственной организацией и осуществляющий информационное обеспечение;
  • законом Республике Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 No 183-VIопределена структура национальной системы стандартизации в составе Правительства, Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию и национального органа по стандартизации – государственного предприятия «Казахский институт стандартизации и сертификации» (КазИнСТ), осуществляющего как разработку национальных стандартов и проведение научных исследований в сфере стандартизации, так и формирование и ведение единого государственного фонда нормативных технических документов, их применение и распространение;
  • законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 22.05.2004 No 67 участниками регулируемых отношений определены – Министерство экономики Кыргызской Республики и национальный орган Кыргызской Республики по стандартизации государственное учреждение Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики, осуществляющий разработку и утверждение документов по стандартизации, обеспечивающий их учет и доступность;
  • законом Республики Армения «О стандартизации» от 05.03.2012 No 3Р-21 участниками процесса стандартизации определены Правительство Республики Армения, Министерство экономики Республики Армения и национальный орган по стандартизации ЗАО «Национальный институт стандартов» Министерства экономики Республики Армения, который принимает и прекращает национальные стандарты, принимает участие в работах по стандартизации, создает Национальный фонд нормативных документов по стандартизации и управляет им, обеспечивает распространение документов по стандартизации.

 

Таким образом, в данных странах Евразийской экономической комиссии документы по стандартизации являются государственным информационным ресурсом, управление которым осуществляют национальные органы по стандартизации, являющиеся подведомственными учреждениями соответствующего уполномоченного государственного органа в сфере стандартизации.

 

В России в настоящее время созданы все условия для реформирования системы распространения документов национальной системы стандартизации, исключающей их несанкционированное распространение, которое обеспечит системное развитие современной стандартизации в России.

 

Полагаю, что в этих целях создание Национального института стандартизации в качестве национального органа по стандартизации в форме государственного учреждения или унитарного предприятия, или автономной некоммерческой организации, либо публично-правовой компании для проведения государственной политики в области стандартизации и оказания в этой сфере государственных услуг, выполняющего функции и задачи оператора Фонда стандартов, при предоставлении ему соответствующих полномочий и внесении изменений, дополнений в законодательство Российской Федерации, позволит обеспечить правовую защиту документов по стандартизации как внутри государства, так и на международном уровне. Кроме того, необходимо, либо официально признать документы национальной системы стандартизации охраноспособными объектами авторского права, исключительные права на которые принадлежат соответственнолибо Российской Федерации, либо оператору Фонда, либо в публично-правовом порядке обеспечить надлежащее распространение таких документов и их защиту от несанкционированного распространения.

Необходимо также отметить, что в настоящее время готовится принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» (законопроект No 554026-7) [9], исключающего в том числе и деятельность унитарных предприятий в сфере стандартизации. Несмотря на гарантированный спрос на документы по стандартизации, способствующий развитию стандартизации, принятие данного законопроекта свидетельствует об отсутствии заинтересованности государства в развитии системы национальной стандартизации с использованием сбалансированного софинансирования на базе такой коммерческой организации, как государственное унитарное предприятие.

 

Учитывая принятие Плана мероприятий («дорожной карты») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года» (поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 15.11.2019 No ДК-П7-9914), в настоящее время становится очевидным проведение мероприятий, направленных на установление правовых основ, обеспечивающих правовую охрану исключительных прав в отношении документов национальной системы стандартизации к декабрю 2021 года.

 

Таким образом в Российской Федерации предлагается признание документов национальной системы стандартизации объектами авторского права и результатами интеллектуальной деятельности.iea

 

Приглашаю всех заинтересованных лиц к обсуждению проблематики, изложенной в настоящей статье, и прошу направлять мне свои комментарии, отзывы, мнения по адресу электронной почты: e.p.koval@gostinfo.ru

Начальник отдела правовой экспертизы ФГУП«СТАНДАРТИНФОРМ» Екатерина Коваль.

 

Список использованных источников и литературы

Витушкин В.А. Эффективное функционирование системы стандартизации // Стандарты и качество. 2016 № 4 с. 32-35

Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза. // Москва. Проспект. 2017.

Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (Ст. 2)

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 (п. 1)

Руководство к материально-правовым положениям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт, 1971) БК-2.50.

Витушкин В.А. Статус стандарта: история и современность // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2-18 . № 6.0

ГОСТ Р 1.2–2016 Национальный стандарт Российской Федерации Правила разработки, утверждения, обновления, внесения правок, приостановки действия и отмены. Стандартинформ. Москва. 2018

Право интеллектуальной собственности том 2 Авторское право под ред. Л.А.Новоселовой Статут. Москва. 2017

Электронный ресурс URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/554026-7

 

COPYRIGHT AS A DOMINANT IN THE STANDARDIZATION INFORMATION

 

Koval Ekaterina P., Head of Legal Expertise Department, FSUE Russian Scientific and Technical Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment (FSUE STANDARTINFORM)

Moscow

 

The article is devoted to the preparation of amendments to the legislation of the Russian Federation, aimed at forming the legal framework for the protection of exclusive rights in relation to documents of the national standardization system. It is noted that the specification of the status of documents of the national standardization system is primarily associated with the need to stop the unauthorized distribution of these documents. It is shown that taking into account the adoption of the «Action Plan («roadmap») for the development of standardization in the Russian Federation for the period until 2027», it is now obvious that measures are being taken to establish the legal framework ensuring the legal protection of exclusive rights in relation to documents of the national system standardization by December 2021. It is concluded that the Russian Federation proposes the recognition of documents of the national standardization system as objects of copyright and the results of intellectual activity.

 

Keywords: standardization, standardization documents, document status, copyright, information support

 

REFERENCES:

 

Vitushkin V.A. Effektivnoye funktsionirovaniye sistemy standartizatsii [The effective functioning of the standardization system] // Standarty i kachestvo [Standards and Quality]. 2016 № 4 рр. 32-35

Broslavskiy L.I. Tekhnicheskoye regulirovaniye i standartizatsiya kachestva produktsii i bezopasnosti okruzhayushchey sredy. Zakony i realii Rossii, SSHA i Yevrosoyuza [Technical regulation and standardization of product quality and environmental safety. Laws and realities of Russia, the USA and the European Union] // Moskva. Prospekt [Moscow. Avenue]. 2017.

Bernskaya Konventsiya po okhrane literaturnykh i khudozhestvennykh proizvedeniy ot 09.09.1886 (St. 2) [Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works of 09.09.1886 (Art. 2)].

Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 23.04.2019 № 10 (p. 1) [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 04.23.2019 No. 10 (paragraph 1)].

Rukovodstvo k material'no-pravovym polozheniyam Bernskoy konventsii ob okhrane literaturnykh i khudozhestvennykh proizvedeniy [Guide to the substantive provisions of the Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works] (Parizhskiy akt, 1971) BK-2.50.

Vitushkin V.A. Status standarta: istoriya i sovremennost' [Status of the standard: history and modernity] // Vestnik Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii [Bulletin of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology]. 2-18. № 6.0

GOST R 1.2–2016 Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii Pravila razrabotki, utverzhdeniya, obnovleniya, vneseniya pravok, priostanovki deystviya i otmeny [National Standard of the Russian Federation Rules for the development, approval, updating, amendment, suspension and cancellation]. Standartinform. Moscow 2018

Pravo intellektual'noy sobstvennosti [Intellectual Property Law]. Tom 2 Avtorskoye pravo pod red. L.A.Novoselovoy Statut Moskva 2017

Electronic resource URL: https://sozd.duma.gov.ru/